Абстракционизм по сути дела

Абстракционизм, по сути дела, выходит вообще за пределы искусства, перестает быть тем, чем является искусство,— эстетическим освоением человечеством самого себя и окружающего мира. В абстракционизме мы впервые сталкиваемся с «творчеством», в котором качество произведений не может быть объективно установлено и талант и бездарность могут одинаково выступать и претендовать на признание.
Визуальная форма в культуре XX века

Одним из центральных явлений XX века стало абстрактное искусство. Его возникновение приходится на конец XIX – начало XX века. По установившейся традиции появление его связывают с “Первой абстрактной акварелью” Василия Кандинского – устойчивым символом исходных экспериментов в области абстракционизма (или – абстрактивизма[1]). Год создания акварели принят по традиции за дату рождения абстрактного искусства. В этой дате, впрочем, существуют разногласия, так как саму “Первую абстрактную акварель” (Париж, Национальный музей современного искусства) искусствоведы датировали по-разному: 1910, 1911, 1913 г.[2] В то же время, внешне, по виду, абстрактные (нефигуративные, беспредметные)[3] произведения искусства известны задолго до начала 1910-х гг. Конечно, то, что с позиций изобразительного искусства и эстетики конца XX века вполне может считаться произведением абстрактного искусства и именно как таковое и осмысляется, в XIX в. было часто чем-то исключительно служебным и в разряд образов искусства вообще не попадало.[4] Но дело сейчас не только в ошеломляющей эволюции на протяжении XX века самого понятия “произведение искусства”.[5] Разного рода маргинальные ряды образов (например, таблицы с характерной системой знаков, сигналы оптического телеграфа, диаграммы роста, графики движения, географические карты, анатомические изображения живых тканей, кривые самописца датчика и пр.) в принципе понимались не как законченные и самодостаточные образы целого, а как условные и подчиненные изображения частей какой-либо умопостигаемой системы. Мыслимое по-иному относилось к зримому до некоего эстетического перелома, произошедшего, говоря условно, около 1900 года и относящемуся, среди прочего, к культурному феномену рубежа столетий. Исчезновение из живописи предмета было спровоцировано идеей абстракции (abstractio), но она так и осталась пребывать в сфере идей и красивых названий. Как гражданину Абстракции нельзя было отрубить голову, так как его по логике не существовало,[6] так и с абстрактным искусством как с идеей ничего нельзя было поделать: искусство не могло быть чистой абстракцией (в противном случае оно не было бы больше искусством) и оставалось всегда абстрагированием от чего-то, будь то предмет, традиция и т.д. (отсюда термин беспредметное – все же из “картинной” сферы). Традиционная картина так и осталась картиной, а вторжение абстрактного искусства в сферу актуального было следствием эстетической перемены видения, востребовавшего художественное в визуальном совершенстве. В теориях абстрактного искусства и связанных с ним текстах можно обнаружить свидетельства такой перемены. Именно здесь возникает апология визуально значимой формы на основании философской проблематики синтеза наличных представлений о мире с их осмыслением.

Что же касается первых примеров абстракции, то ее проявления, как стали считать именно в начале XX в., можно найти уже в самом примитивном искусстве – солярных знаках и орнаментах древних народов, традиционное истолкование которых в связи с мифами, которые обычно известны в много более поздних вариантах, есть не более чем научная методика, укоренившаяся лишь в рациональном XIX веке. Впрочем, поэтизация и мистификация древнего человека как непознаваемого и неистолковываемого суперфеномена – в свою очередь находка руссоизированного XIX века, когда машина изящного искусства была уже отлично отлажена и приспособлена под нужды буржуазии. Если же искать первые абстрактные сбои художественного плана в традиционной логике этой машины (абсорбировавшей классицизм, романтизм, академический, салонный стили), то исследователи указывают, что еще в 1883 г. первую собственно абстрактную работу выставил французский художник Альфонс Алле. Она называлась “Первое причастие больных девушек под снегом” (название дано Ф. Фенеоном) и представляла собой чистую белую бумагу, прикрепленную к картонному планшету. В 1897 г. Алле издал альбом хромолитографий с 7ю “монохромами” – однообразно окрашенными (соответственно – в белый, синий, зеленый, бежевый, оранжевый, красный и черный цвета) и помещенными в рамки картинками.[7] А в 1880–1890-х бельгиец Хенри ван де Велде (Van de Velde, 1863–1957) уже создавал свои абстрактные акварели и рисунки, причем в названиях некоторых из них им использовано прилагательное “абстрактный” (например, “Абстрактная композиция”[8] в Рийксмузеуме). Принято говорить о своеобразной “пластической революции”, состоявшейся на рубеже веков, к ее ярким примерам принято относить творчество Михаила Врубеля.[9] Само слово “абстракция” и его производное “абстракционизм” появляется применительно к изобразительному искусству также много раньше 1910-х годов. В современном значении оно встречается уже в 1880-х гг. в письмах П. Гогена к В. Ван Гогу, и, очевидно, восходит (в их случае) к термину “abstraction immédiate” гегельянца Виктора Кузена (Cousin).[10] В современную эстетику и философию искусства термин вошел из работ Эрнста Линде (Linde) и Вильгельма Воррингера (Worringer), появившихся практически одновременно.[11] Книга Воррингера “Абстракция и вчувствование” была впоследствии поднята на щит как своего рода манифест нового искусства XX века.

Рейтинг@Mail.ru
"Сайт художника об абстрактной живописи и искусстве" Website powered by Subdreamer CMS