Творчество Ивана Черного

О творчестве Ивана Черного знают все, кто следит за культурной жизнью города. Начиная с 1952 года, он – постоянный участник выставок, один из ведущих сочинских художников послевоенного поколения. Неоднократно Иван Черный представлял свое творчество на персональных выставках. Его уважают как состоявшегося мастера, а недавняя кардинальная смена стиля в живописи художника поразила всех как яркое свидетельство непрекращающегося саморазвития и душевной молодости.

Биография художника

Основные даты жизни и творчества Ивана Черного

3 марта 1925 года - Родился в деревне Яковлевка Раздельнянского района Одесской области
1943 год - Участие в Великой Отечественной войне. После тяжелого ранения комиссован.
1946-1951 гг. - Учился на живописно-педагогическом отделении Одесского художественного училища. Преподаватели: проф. Мучник Л.Е., Павлюк Н.А., Поплавский М.К., Кордонский М.Л., Злочевский П.А.
с 1952 года - Живет и работает в г.Сочи. Участник городских, краевых, зональных, республиканских выставок. Автор ряда монументальных и декоративных работ.
1963 год - Персональная выставка в г.Сочи. На выставке экспонировалось 87 произведений.
1965-1966 гг. - Выполняет роспись в вестибюле санатория "Салют".
с 1967 года - Член союза художников СССР, России.
1967 год - Написано полотно "Рожденные бурей". Участие в республиканской выставке "Советская Россия".
1967-1968 гг. - Выполнена серия рисунков и акварелей "Госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны".
1968 год - Создана работа "Н. Островский. 1928 год".
1970 год - присвоено звание "Лауреат премии комсомола Кубани им. Н. Островского."
1970 год - Персональная выставка в г.Сочи.Персональная выставка в г.Краснодаре. На выставке представлено 107 работ.
1970-1971 гг. Работает над фреской, посвященной Дню Победы, в танцевальном зале санатория "Аврора".
1971 год - Участвует в выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
1971 год - Оформляет зал ресторана "Катюша".
1972, 1974 гг. - Творческие поездки на Ингури ГЭС.
1973, 1976 гг. - Творческие поездки в Крым.
1974 год - Созданы живописные портреты ветеранов Великой Отечественной войны Прасолова И.Ф., Бирючкова М.И. Написана картина "Ветераны".
1974 год - Участвует в зональной художественной выставке "Советский Юг".
1978 год - Участвует в выставке "Художники Кубани".
1985 год - Участвует в выставке сочинских художников-фронтовиков, посвященной 40-летию Победы.
1985 год - Персональная выставка в г.Сочи.
1999 год - Персональная выставка в г.Сочи.
2003 год - Персональная выставка "Метаморфозы Ивана Черного" в г.Сочи.
2005 год - Персональная выставка живописи и графики "Вчера была война...", посвященной 60-летию Великой Победы и 80-летию со дня рождения художника.
2007 год - Первое место и «Золотая кисть» в номинации «Живопись».

8 декабря 2008 года ушел из жизни

2010 год - Экспозиция работ на выставке "Победа!", посвященной 65-летию Великой Победы, в сочинском художественном музее. 

Художник Иван Черный

Он редкого мужества человек. Получил тяжелейшее ранение на Великой Отечественной, и шесть с половиной десятилетий оно дает о себе знать, не отпускают боли, очень трудно двигаться. Были и другие раны — душевные. Может быть, похлеще физических — от них тоже рубцы, и тоже не проходят. Но из дня в день Иван Иванович берется за работу, превозмогая недуги и горькие мысли. Он художник, творец. Неутомимый и раскованный, уверенный и своеобычный. На любой выставке его картины сразу отличишь от соседних — по высокому градусу эмоций, по жару цветовых выплесков и по благородной, несмотря на весь накал страстей, соразмерности линий, красок, динамических построений.

Так было и на Сочинском фестивале изобразительного искусства осенью 1995 года — необычном для тех времен празнике художества. Удивительно, как удалось его устроить при тогдашнем безденежье и нестабильности. В курортном городе собрались полторы сотни мастеров живописи, графики, скульптуры, представители всех жанров и течений. Их работы оценивали авторитетнейшие искусствоведы и мэтры-академики. Из огромного числа экспонатов они остановили выбор не небольшой акварели Ивана Черного «Молитва», которой и достался главный приз. Не из уважения к сединам 70-летнего автора, не по коньюнктурным соображения, а просто за художественное совершенство.

Конечно же, та награда была не первой. За четверть века до нашего фестиваля Ивану Ивановичу Черному присвоили звание лайреата премии комсомола Кубани имени Н.Островского — поводом была картина «Рожденные бурей». Она и поныне восхищает гостей сочинского литературного музея.

С багряными отсветами на лицах застыли в глубокой задумчивости две фигуры — лежащий Островский и сидящий рядом Чкалов. Люди-легенды, огненные знаки эпохи — такой же сгущенной, грозовой, безжалостной, как этот всеподчиняющий колорит. Люди подвига, люди порыва и натиска — и оба в неестественной, чуждой их природе ситуации: рожденный сражаться Николай Островский обездвижен роковой болезнью, рожденный летать Валерий Чкалов, неукротимый в отваге и веселье, скован позой роденовского Мыслителя. О чем их думы? Какие итоги подводят герои? Мы-то знаем, как недолго осталось жить каждому из них и что предстоит испытать их любимой стране, - та встреча была в 1936-м...

Разумеется, картина Черного — о мужестве, о силе духа. Но и о трагизме жизни, об огромных физических и нравственных перегрузках, выпавших на долю тех людей.

- Почему, когда говорят об Островском, всё сводят к одному героизму, а не вспоминают о страданиях, о горе, о боли? - недоумевает художник. - Сколько страшного ему выпало! И чего стоило все это преодолевать...

Иван Иванович не очень-то горазд филосовствовать, он вообще малоразговорчив, тем более — когда заходит речь о его работе. Но остро, мучительно реагирует на неправду. А ее кругом — и раньше, и теперь — пруд пруди. Его, фронтовика, терзает ложь о войне, которую до сих пор готовы повторять как иные его ровестники, так и их потомки, не желающие напрягать себя поисками истины. Он с огромным уважением говорит о военной прозе, Василя быкова, Виктора Астафьева, Григория Бакланова, писавших честно и непредвзято, презирает авторов парадных эпопей, где все надумано, подчинено идеологической схеме.

Не зря одним из самых сильных графических циклов Ивана Черного стала серия рисунков, сделанных в госпитале инвалидов Великой Отечественной войны. Горькая, жесткая правда о цене победы, об искалеченных жизнях. И в то же время — о человеческом бесстрашии, бросающем вызов судьбе.

Ходила в творческой среде такая притча. Восточный повелитель потерял в боях левый глаз и левую руку. И захотел, чтобы нарисовали его портрет. Один придворный живописец изобразил владыку с обоими глазами и обеими руками — и его тут же казнили за лакировку действительности. Другой решил написать все как есть, без прикрас: правитель на холсте был одноглазым и одноруким. Казнили и этого — за натурализм. Ну а самый догадливый сделал профильный портрет властелина — естественно, обращенного к зрителю правой стороной, где были и рука, и глаз. Художника осыпали милостями, а его метод — социалистический реализм — признали единственно верным...

Иван Иванович ко всем этим классификациям направлений относится безучастно. Разве дело в том, как назовут твой способ говорить о своих мыслях и чувствах? Важно другое — насколько ты верен самому себе, в ладах ли с собственной совестью, не размениваешь ли призвание на пустяки и неправду ради корысти. Слава Богу, сейчас не навешивают ярлыков. А вот во времена монополии соцреализма любое отступление от него каралось. Когда Хрущева, мало смыслевшего в эстетике, провокаторы из академии художеств зазвали на выставку МОСХа и показали авангардную живопись и скульптуру, властитель рассвирепел. Начался очередной идеологический погром. Чем дальше от столицы, тем он был масштабнее - «на местах» полагалось бурно реагировать на партийные установления. Тогда и зачислили в «отщепенцы» Ивана Черного — уж больно выделялся талантом и непокорным нравом. Ни за что ни про что обозвали абстракционистом, этосчиталось позорным клеймом, жить с которым было ох как тяжко...

Но ведь как в воду глядели! Правда, к абстракции Черный пришел много десятилетий спустя. Творческим открытием она становится только у тех, за плечами которых есть хорошая школа. Специалист сразу отличит любительскую мазню от труда профессионала — труда ничуть не менее сложного и ответственного, чем традиционная живопись. Беспредметное искусство, если оно настоящее, требует и знаний, и навыков, и особого дара. Другое дело, что объяснить его словами еще труднее, чем привычные по исполнению картины или пластику.

...Почти все его работы — одинакового размера. Внимательный глаз различит на каждой по три параллельных морщинки. Это потому, что материалом для мастера послужили упаковки, в которых продают молочную продукцию. Холст сегодня очень дорог, Союз художников никакой помощи своим членам оказать не может. А коробки для кефира сделаны из хорошего картона, его и грунтовать не обязательно. Хотя тут поневоле становишься заложником одного и того же формата. Но взять, например, сонет — это ведь тоже раз и навсегда Шекспира, Петрарки, Пушкина — и каких поразительно разных!

Сочиняя свои живописные «сонеты», «сонаты» и прочие музыкально-поэтические по духу творения, Иван Иванович Черный вкладывает в каждое частицу своего сердца. Этим только они и похожи, а еще — безоглядной смелостью, обязательной гармонией цвета, ритма, всей композиции. Внутри же этого набора линий и пятен — разнообразнейший спектр ассоциаций, настроений, переживаний. Целый звучащий мир живописных образов — то ликующий, то минорный, то напряженно экспрессивный, то утешительно благолепный. И нет конца исканиям художника — ему еще так много надо поведать нам.

Чтобы и мы заглянули в свои души — искать там заветное, светлое, поднимающее ввысь.

Владимир Николаев, ежедневная общественно-политическая газета «Черноморская Здравница»


Рейтинг@Mail.ru
"Сайт художника об абстрактной живописи и искусстве" Website powered by Subdreamer CMS