Живопись Ивана Черного

Большинство работ художника представляют непосредственный отклик, мгновенный чувственный импульс, передающий боль, гнев, тревогу, восхищение, радость - то, чем может задеть жизнь. Эмоциональное содержание этих вещей присутствует в виде красочных сочетаний, пластически точных и ёмких.

Условные обозначения

х. - холст

к. - картон

м. - масло

т. - темпера

Биография художника

Основные даты жизни и творчества Ивана Черного

3 марта 1925 года - Родился в деревне Яковлевка Раздельнянского района Одесской области
1943 год - Участие в Великой Отечественной войне. После тяжелого ранения комиссован.
1946-1951 гг. - Учился на живописно-педагогическом отделении Одесского художественного училища. Преподаватели: проф. Мучник Л.Е., Павлюк Н.А., Поплавский М.К., Кордонский М.Л., Злочевский П.А.
с 1952 года - Живет и работает в г.Сочи. Участник городских, краевых, зональных, республиканских выставок. Автор ряда монументальных и декоративных работ.
1963 год - Персональная выставка в г.Сочи. На выставке экспонировалось 87 произведений.
1965-1966 гг. - Выполняет роспись в вестибюле санатория "Салют".
с 1967 года - Член союза художников СССР, России.
1967 год - Написано полотно "Рожденные бурей". Участие в республиканской выставке "Советская Россия".
1967-1968 гг. - Выполнена серия рисунков и акварелей "Госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны".
1968 год - Создана работа "Н. Островский. 1928 год".
1970 год - присвоено звание "Лауреат премии комсомола Кубани им. Н. Островского."
1970 год - Персональная выставка в г.Сочи.Персональная выставка в г.Краснодаре. На выставке представлено 107 работ.
1970-1971 гг. Работает над фреской, посвященной Дню Победы, в танцевальном зале санатория "Аврора".
1971 год - Участвует в выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
1971 год - Оформляет зал ресторана "Катюша".
1972, 1974 гг. - Творческие поездки на Ингури ГЭС.
1973, 1976 гг. - Творческие поездки в Крым.
1974 год - Созданы живописные портреты ветеранов Великой Отечественной войны Прасолова И.Ф., Бирючкова М.И. Написана картина "Ветераны".
1974 год - Участвует в зональной художественной выставке "Советский Юг".
1978 год - Участвует в выставке "Художники Кубани".
1985 год - Участвует в выставке сочинских художников-фронтовиков, посвященной 40-летию Победы.
1985 год - Персональная выставка в г.Сочи.
1999 год - Персональная выставка в г.Сочи.
2003 год - Персональная выставка "Метаморфозы Ивана Черного" в г.Сочи.
2005 год - Персональная выставка живописи и графики "Вчера была война...", посвященной 60-летию Великой Победы и 80-летию со дня рождения художника.
2007 год - Первое место и «Золотая кисть» в номинации «Живопись».

8 декабря 2008 года ушел из жизни

2010 год - Экспозиция работ на выставке "Победа!", посвященной 65-летию Великой Победы, в сочинском художественном музее. 

Каталог выставки 1970 года "живопись - графика"

Образ Николая Островского, трагическая и замечательная судьба этого человека, не случайно занимает большое место в творчестве Ивана Ивановича Черного. Юношей прошел художник суровую школу войны, оставившей о себе постоянное напоминание.

В произведениях Черного Островский предстает не литературным персонажем, но живым, и тем самым особенно привлекательным и в своей слабости, и в своем героизме человеком.

В самый тяжелый момент показывает писателя полотно «Н.Островский. 1928 год». Сжимается железное кольцо болезни и, кажется, нечем теперь заполнить жизнь. Как щупальца, простираются узловатые лианы вокруг опирающегося на костыли человека, но мужественное его лицо заставляет поверить, что «можно сделать жизнь полезной, даже когда она становится невыносимой».

Островский рожден революцией, красота и величие ее идей дает силу жить; его мужество — это мужество поколения строителей молодого Советского государства — вот тема «Рожденных бурей». Узкий формат полотна стискивает внутреннее пространство картины, подчеркивая скованность движений больного. Четким силуэтом выделяется лицо Островского, приковывая внимание своим напряжением — вся жизненная энергия этого человека сосредоточилась в неустанной работе мысли. Именно эта духовная энергия, нравственная сила объединяют его с сидящим рядом Чкаловым и тем миром, чьи пламенно-красные отблески наполняют зыбкое пространство комнаты.

Персональная выставка позволяет познакомиться и с другими сторонами творчества художника. Неизменно серьезное, заинтересованное отношение к жизни, людям заставляет Черного обращаться к темам гражданственным и философским, и здесь большое место занимают произведения с антивоенной направленностью. Среди них наиболее значительна серия акварелей и рисунков «Госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны». Через 25 лет не утихает боль в сердцах тех, чьи судьбы искалечены войной. До конца жизни несут они свои страдания, взывая к миру без войн и насилия.

Как выражение лирической и эмоциональной сущности человека, как поиск выразительности колорита и пластического языка привлекает Черного пейзаж, и здесь особое место занимает Кубань. Ее знойные поля, теряющиеся в жарком мареве, колосящиеся золотыми хлебами или растрескивающиеся от палящих лучей, - все преображается у художника в гимн земле.

Глубокое личное переживание каждой темы помагает Черному уйти от стилевого штампа, подчинить художественные средства каждой новой творческой задаче, не позволяет останавливаться на достигнутом. В последние годы художник несколько раз успешно выступал в области монументально-декоративной живописи, и, возможно, именно под ее влиянием в его творчестве наметился некоторый перелом. Он все тщательнее избегает жанровых моментов и, насыщая психологическую и смысловую нагрузку, стремится к обобщенно-символическим образам.

Член Союза советских художников Иван Иванович Черный — постоянный участник городских, краевых, зональных и республиканских выставок. Выдвижение его на соискание премии крайкома комсомола имени Николая Островского является достойным признанием творческих заслуг художника.

Т.Руденко, Краснодарское отделение Союза художников РСФСР, каталог выставки, живопись, графика, 1970 год, Сочи.

 

1958 год

Рабочий (бумага, уг., 55Х71)

Сейнеры (к., м., 32,5Х59,5)

Дубки (х., м., 75Х100)

Осенние березы (к., м., 47Х32)

1959 год

Осенние деревья (к., т., 64Х59)

Мыс Пицунда (к., т., 75Х100)

Февраль (х., м., 100Х95)

Под станицей прочноокопской (х., м., 39Х28,5)

Поля кубанские (х., м., 65Х200)

Солнечный день (х., м., 75Х100)

1960 год

На Пицунде. Закат (х., м., 90Х205)

Лодка (к., гуашь, 39,5Х26,5)

1961 год

Пейзаж с осликами (к., т., 49Х39)

Золотая дорога (к., т., 60Х47,5)

Таманские лиманы (к., м., 46Х92)

Таманские берега (х., м., 70Х91,5)

Берега Кубани (х., м., 45Х140)

Знойное лето (х., м., 100Х131)

Осень (к., м., 46Х35)

1962 год

Имеритинские берега (к., г., 35Х74)

Горный пейзаж (бумага, г., 57Х38,5)

Агава (к., т., 48Х35)

Натюрморт "Подсолнухи" (к., м., 93Х68,5)

Улица Альпийская (к., м., 49Х35)

Пейзаж с эвкалиптами (к., т., 43,5Х32)

Первая зелень (к., м., 47Х34)

1963 год

У ворот (к., т., 50Х70)

Утренняя свежесть (35Х50)

Пешеходная тропа (к., т., 64Х77)

Сванская улица (к., т., 50Х70)

Пляж приморский (к., т., 33Х48)

Берег в Сочи (к., т., 35Х50)

Весна (к., т., 35Х50)

Парк (к., т., 56Х83)

Смотрят телевизор (бумага, т., 29Х40)

Воскресный день (к., гуашь, 53Х70,5)

Платаны (к., м., 21Х27)

Вечер на пляже (к., т., 29Х65)

И. Ахонин (бумага, т., 40Х29)

Приморский город (к., м., 50Х70)

Хлеба созревают (к., м., 34,5Х45)

Старая алыча (к., м., 48Х34,5)

Под Усть-Лабинской (к., м., 35Х45)

Река Кубань (к., м., 34Х49)

1964 год

Сады цветут (х., т., 70Х90)

Пейзаж с лошадьми (к., т., 50Х70)

В. Майяков (к., т., 70Х52)

Орехи на Аибге (к., т., 56,5Х90)

У забора (к., гуашь, т. 52Х74)

Вышневолоцкие девушки (к., м., 70Х50)

Зимой на реке (к., т., 44Х61)

Леня и Гриша (к., т., 49,55Х70)

Цветущий персик (к., т., 50Х70)

Лыжники (к., м., 33Х48,5)

Первая зелень (к., м., 46Х33)

1965 год

Реваншизм марширует (х., т., 82Х64,5)

Болят старые раны (х., т., 65Х78)

Осень (х., т., 70Х95)

Подсолнухи (к., т., 50Х70)

Оксана и Марина (х., м., 70,5Х90,5)

Сады (бумага, т., 40Х57)

Жнивье (к., т., 50Х70)

Нефтяные вышки (к., т., 50Х70)

Донецкий пейзаж (к., м., 35,5Х48)

1966 год

Лес (к., т., 62Х45)

Пейзаж с трубой (к., т., 50Х70)

Синие горы (х., м., 37Х88)

На Пластунке (к., т., 35,5Х50)

1967 год

Этюд к "Рожденным бурей" (к., т., 70Х50)

Поздняя осень на Аудхаре (к., т., 53Х43)

Мужской портрет(к., м., 49Х54)

Японская мимоза (к., м., 35Х49)

Рожденные бурей (х., м., 89Х195)

1968 год

Н. Островский. 1928 г. (х., м., 123Х147)

Полдень (к., т., 47Х60)

Автопортрет (х., м., 55Х37)

Иван-голубятник (х., м., 85Х77)

Портрет инвалида Великой Отечественной войны (х., м., 46Х31)

Прогулка за город (к., т., 80,5Х50,5)

Кубань (х., т., 98Х65)

1969 год

Стихи (х., т., 80Х118)

1970 год

Эвкалипты (х., т., 100,5Х130)

Девочка с цветами (х., т., 64Х80)

Трое (к., т., 45Х90)

Весенний натюрморт (х., т., 79Х139,5)

Мимоза (х., м., 80Х65)

В саду (х., т., 120Х74,5)


"Госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны"

Серия рисунков и акварелей, 1967-1968 гг.

Прибыл тяжело больной (30,5Х40,5)

Иван Карпович (41Х36,5)

Володя Чубинец (42,5Х30)

Быков (43Х30,5)

Дневной сон (31Х43)

Бессонная ночь (45Х39)

 

Наш санитар Алик - будущий хирург (43Х30,5)

Иван Прасолов (45Х40)

Голова инвалида (30,5Х43)

Дядя Ваня (43Х30)

Иван Александрович (43Х54,5)

После операции (43Х30,5)

Бондарчук Н. (44,5Х39)

Лежащий под оранжевым одеялом (35Х50)

Читающий книгу (62,5Х50)

Василий иванович (42Х31)

Спящий (40Х45)

Портрет (30,5Х38,5)

Иван Ветров (53,5Х40)

Остап ковальчук (53Х42)

Пожилой инвалид (45,5Х33,5)

Крепкий сон (42,5Х30,5)

Инвалид со слуховым аппаратом (30,5Х43)

Голова армянина (42Х30,5)

Составитель каталога и автор вступительной статьи - Т.Руденко.


Рейтинг@Mail.ru
"Сайт художника об абстрактной живописи и искусстве" Website powered by Subdreamer CMS